Развитие творческой и познавательной активности детей в трудовой деятельности

IMG_20210804_173211 iStock_000009999943Small1Ручной труд является декоративной, эстетически — прикладной деятельностью ребенка. При создании художественных предметов  дети осваивают умение учитывать качества материалов на основе ранее приобретенных знаний и представлений, практического опыта.

На занятиях кружков декоративно – прикладного творчества «Стежок» и «Радуга» воспитанники создавали поделки из бумажных цилиндров и соленого теста. Сделанная собственными руками поделка вызывает у ребенка положительные эмоции и чувство самоудовлетворения, что положительным образом сказывается на его самооценке и эмоциональном благополучии. Одним из важных условий успешности ручного труда является применение на занятиях разнообразия и вариантности работы, создание непривычной обстановки, интересное начало работы, увлекательные и многообразные материалы, необычные задания, возможность выбора. Через ручной труд дети получают возможность применить на практике начальные знания из области рисования, аппликации, конструирования, а также использовать опыт их собственных жизненных наблюдений.

Ручной труд развивает технические и творческие способности ребенка, творческого воображения, любознательности, играет серьезную роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка. Дети в поисках нового проявляют     интерес     к     творчеству,     дизайну добиваются   поставленной   цели.  В процессе ручного труда формируется характер ребёнка:  изготовление  поделок требует волевых усилий.    Под   руководством    взрослого ребёнок старается устранить трудности. У него формируются такие понятия, как «контроль» и «самооценка». Ребенок учится ценить результаты своего труда и труд сверстников, у него формируется бережное отношение к рукотворному миру. Конечно же, чтобы заниматься такой работой, от детей потребуется терпение, аккуратность, определенные навыки работы с ножницами и клеем, что, несомненно, им пригодится и в дальнейшем. Кроме того, в процессе ручного труда создаются условия для развития аналитического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования художественных способностей, формирования познавательной активности детей. Это способствует дальнейшему успешному овладению более сложным учебным материалом. Трудовая деятельность воспитанников, направленная на создание нового продукта, является первым этапом обретения им социально-культурного опыта.

Включение в структуру занятий ручным трудом элементов творчества даёт возможность решить важнейшую задачу — создание условий для развития творческого потенциала каждого ребёнка. Во время таких занятий у детей развивается мелкая моторика рук, повышаются умения и навыки работы с различными приспособлениями и инструментами, формируются старательность, индивидуальность, оригинальность подхода к решению задач, умение легко и свободно ориентироваться в окружающем мире.

На заключительном этапе работы кружков организовываем выставки детских работ. Воспитанники имеют возможность оценить умения, фантазию и творчество друг друга и порадоваться своим достижениям.

Таким образом, формирование творческой активности у воспитанников является важнейшей для обеспечения его дальнейшей успешности обучения в школе и социализации в обществе.

Инструктор по труду Ахметова С.А.