Длительное пребывание в учреждениях интернатного типа, приводит к формированию такого типа личности, для которого характерны следующие черты: низкий уровень трудовой мотивации, отсутствие представлений о своих правах, проблемы с ориентацией в социуме. Выпускники детских домов зачастую не способны решать элементарные бытовые задачи (купить продукты, приготовить еду, оплатить коммунальные услуги), не умеют распоряжаться с денежными средствами, у них нет позитивного примера семейной жизни. Поэтому адаптация выпускников к жизни вне учреждения, является актуальным вопросом. Во время пребывания в учреждении, социальные контакты ребенка чаще всего ограничены сотрудниками и проживающими там детьми. При выпуске из интернатного учреждения воспитанник встречается с абсолютно новой социальной средой, которая представлена учебным или производственным коллективом, новыми друзьями, общественными отношениями.
Для помощи выпускникам приспособиться к самостоятельной жизни, создана система постинтернатного сопровождения. Но данная служба только формируется в нашей стране, не во всех субъектах РФ имеются специалисты, занимающиеся постинтернатной адаптацией. Под постинтернатной адаптацией следует понимать процессы, которые происходят во время приспособления к нормам социальной жизни. Эти процессы должны закончиться формированием системы ценностей, которая включает в себя, такие компоненты как умение жить в социуме, пользоваться своими правами, знать свои обязанности, иметь потребность в трудовой деятельности, ответственно относиться к себе и своей жизни.
Деятельность службы постинтернатного сопровождения включает в себя следующие принципы:
- реализация гарантий государства в области соблюдения прав детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей;
- содействие государственных органов и структур в социальной адаптации выпускников интернатных учреждений;
- взаимодействие социальных служб в сфере помощи успешной постинтернатной адаптации подростков;
- формирование системы постинтернатного воспитания выпускников, с единой структурой функционирования, финансирования, управления, отчетности и ответственности;
- индивидуальный и личностно – ориентированный подход к каждому выпускнику, с учетом его дальнейших перспектив в трудоустройстве и социальном функционировании.
Таким образом, в настоящее время формирование системы постинтернатной поддержки можно охарактеризовать как поиск подходящих форм, способствующих наиболее полному раскрытию потенциала и успешной социальной интеграции и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Правовым основанием организации и осуществления постинтернатного сопровождения выпускников являются нормативно правовые акты органа государственной власти субъекта Российской Федерации:
- Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации». - Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
- Закон Свердловской области от 03.12.2014 № 108-ОЗ «О социальном обслуживании граждан в Свердловской области».
Специалист по социальной работе Вельц Е.В.