Гендерное воспитание детей-дошкольников

7429617ed914Тема гендерного воспитания в последнее время довольно часто  бывает на слуху. Что это – просто модный термин или действительно важный аспект воспитания детей?

Гендерное воспитание – это процесс формирования у ребенка устойчивого представления о своей половой принадлежности и привитие ему навыков поведения, соответствующих мужскому или женскому полу. Адаптация ребенка к представлениям о том, какими должны быть мальчик или девочка, сложившимися в его ближайшем окружении (семье), называется гендерной социализацией. Она начинается с рождения ребенка. Дети усваивают гендерные роли при контакте с родителями, воспитателями, сверстниками, через одежду, игрушки, СМИ, рекламу. За ожидаемое поведение их поощряют, за непривычное – порицают. Например, если мальчик дает сдачи в драке, взрослые воспринимают это как нормальное явление, если же это делает девочка, скорее всего, она услышит: «Разве девочкам можно драться?! Ведешь себя как мальчишка».

С двух лет ребенок узнает о принадлежности к мужскому или женскому полу на основании анатомических признаков. В этом возрасте дети интересуются строением гениталий друг у друга, что обычно пугает родителей и воспринимается ими как некое аморальное явление. Важно понять, что это нормальный процесс познания ребенком самого себя. Если мама или папа вовремя и спокойно, без излишнего ажиотажа, помогут своему малышу  понять и принять анатомические признаки того или иного пола, у него не сформируется нездоровый, патологический  интерес к данной теме.

В 4-5 лет дети приходят к пониманию, что их пол (гендер) неизменен. Это гендерная стабильность. Ребенок осознает, что он останется мальчиком, даже если наденет девчоночью одежду или будет играть в игры для девочек. В этом процессе осознания родители должны оказать своему малышу помощь.

Также спокойно родители должны относиться и к тому, что их мальчик, например,  проявляет интерес к такому «женскому» занятию, как вышивание, а дочка хочет играть в футбол. Если родители из-за боязни формирования нетрадиционной сексуальной ориентации у ребенка начнут запрещать подобные увлечения, скорее всего это приведет к тому, что малыш начнет стесняться своих интересов, воспринимать их как нечто постыдное. Это непременно негативно скажется на его самооценке и отношениях со сверстниками. Взрослые должны давать ребенку возможность познавать окружающий мир во всех его проявлениях. Это поможет малышу в будущем самоопределении своего места в социуме. Напротив, жесткие установки на поведение, которое должно соответствовать  мужскому или женскому типу («Мальчики не плачут!», «Девочка должна быть нежной и беззащитной», «Домашние дела – удел женщин» и т.д.) формируют у ребенка комплексы, сужают диапазон его поведенческих проявлений в различных ситуациях, осложняют взаимоотношения с окружающими как в настоящем, так и в будущем.

Не существует нормального и ненормального гендерного поведения у детей дошкольного возраста. Не стоит впадать в панику, если девочка лазит по деревьям, а мальчик играет в куклы, если ребенок изучает свое тело. Это варианты естественного психосексуального развития. Так дети знакомятся с собой и учатся взаимодействовать с окружающим миром. Однако есть моменты, которые должны насторожить родителей. Если ребенок часто совершает действия с эротическим подтекстом, проигрывает сцены сексуального характера в играх, его рисунки содержат сексуальный оттенок, это является поводом к тому, чтобы поговорить с ребенком, выяснить причины появления такого повышенного интереса к теме взаимоотношения полов, и, возможно, обратиться к специалисту-психологу.

 

Педагог-психолог Масленникова Н.И.