Предложенный материал поможет Вашему ребёнку закрепить знания, получаемые на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью. Он способствует развитию у ребёнка общих речевых навыков, грамматического строя речи, связной речи, зрительного и слухового внимания, мышления, памяти и мелкой моторики.
Материал поможет ребенку закрепить знания, которые он получает на занятиях в учреждении.
Важнейшим условием для того, чтобы ребенок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружен с первых дней. Поэтому, для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот что необходимо ребенку. Играя, ребенок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма. Играя с ребенком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия — не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра.
Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.:
1. «Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.
2.»Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Зеленый — … дом, помидор. Зимняя — … одежда, рыбалка.
Домашнее — … печенье, задание.
3.Скороговорки — языколомки необходимы для развития четкой артикуляции и дикции.
Проворонила ворона вороненка.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
4.»Общие слова».
1.Ребенок должен назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…
2.Ребенку предлагается назвать одним словом: н-р, сосна, береза, клен — это…
5.»Четвертый лишний».
Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Н-р: ваза — роза — нарцисс – гвоздика
6.»Посчитай». Считаем все, что можно посчитать. Н-р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок и т.д.
7. «Скажи наоборот».
Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех — …, лето — …, день — …, холод — …, север — … и т.п.
Глаголы: пришел — …, нырнул — …
Прилагательные: широкий — …, маленький — …, богатый — … и т.п.
Наречия: далеко — …, высоко — …
8. «Подбери слово».
Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала — любые слова, а потом — по лексической теме, н-р: «назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)
9.»Большой — маленький».
Ребенку предлагается назвать ласково, н-р, ложка — ложечка, стул — стульчик и т.д.
10.»Отгадай загадку».
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
Н-р: «Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (репка)
Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (помидор)
11. «Назови, какой…».
Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок — яблочное и т.д.
12. «Подбери слово». Птица — перья. Рыба — … Огурец — овощ, ромашка — …
13. «Расскажи стихотворение».
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
14. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
Логопед Мингараева А.Ю.