Ребёнок и вредные привычки

БезымянныйМаленькие детки-маленькие беды…Дети растут и более серьезными становятся проблемы, с которыми сталкиваются родители.

Сегодня мы поговорим о возрастных особенностях, способных спровоцировать риск раннего приобщению детей к вредным привычкам.

Вредные привычки- это привычки, которые вредят здоровью человека и мешают ему осуществлять свои цели и полностью использовать в течении жизни свои возможности. К вредным привычкам относятся: сидеть или ходить, сгорбив спину, привычка грызть ноги, привычка поздно ложиться спать и т.д.

Особенно опасные: курение, алкоголь, наркотики.

Помимо пагубных привычек, открыто негативно влияющих на здоровье, в современном мире появились и такие, которые наносят вред опосредованно, имеют сложное и долговременное течение.

 Игровая зависимость — проявляется в навязчивом увлечении видео- и компьютерными играми, сюда относится и патологическая склонность к азартным играм (лудомания). Зависимость заключается в доминировании виртуальности над реальной жизнью человека.

Телевизионная зависимость. Телевидение стало распространенным способом бегства от себя в мир иллюзий. К сожалению, оно занимает половину (а то и больше) свободного времени практически каждого человека.

Интернет-зависимость. Пожалуй, самая распространенная вредная привычка молодого поколения- эта зависимость характеризуется как психическое расстройство. Оно выражается в навязчивом желании войти во Всемирную сеть и в болезненной неспособности из нее выйти.

От этих привычек отучить совсем нельзя — да и не следует лишать ребенка благ цивилизации, но здоровые интересы и разнообразная деятельность подростка просто не оставят времени для многочасового проведения за экраном.

Начало приобщения к вредным привычкам, как правило, относится к подростковому возрасту. Все дело в том, что неокрепший детский организм очень восприимчив, происходит быстрое привыкание и устойчивое формирование привычек.

Можно выделить следующие группы основных причин приобщения подростков к вредным привычкам:

  • подражание поведению взрослых;
  • отсутствие самоконтроля и низкий уровень самодисциплины;
  • нездоровый интерес к запретным вещам;
  • стресс, депрессия, одиночество, тревога;
  • «стадность инстинктов»;
  • отсутствие интересов, хобби, любимого дела, трудности в общении с окружающими людьми.

Необходимо еще раз отметить особую опасность действия вредных веществ на подростков. Это связано не только с происходящими у них процессами роста и развития, а прежде всего с очень высоким содержанием в их организме половых гормонов. Как раз взаимодействие этих гормонов с вредными веществами и делает подростка чрезвычайно чувствительным к их действию.

Все сказанное делает понятным важнейшее значение работы по профилактике вредных привычек у детей и подростков. Она оказывается эффективной при соблюдении следующих условий:

  • следует воспитывать и формировать здоровые жизненные потребности, создавать социально значимые мотивации поведения;
  • детям и родителям следует предоставлять объективную информацию о вредных привычках, их воздействии на человека и последствиях применения;
  • соответствующее информирование необходимо осуществлять с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • понимание детьми сущности вредных привычек должно идти параллельно с формированием устойчиво негативного личностного отношения к психоактивным веществам и навыков межличностного общения со сверстниками и взрослыми, умения справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
  • учащиеся должны приобрести опыт решения своих проблем без помощи психоактивных веществ, научиться бороться с этими увлечениями близких и друзей;
  • прививать учащимся навыки здорового образа жизни, влиять на уровень притязаний и самооценку детей;
  • в борьбе с вредными привычками ребенок, родители, педагоги должны быть едины: надо помочь ребенку отказаться (или захотеть отказаться) от вредных привычек самому.

Таким образом, подросток в силу своего возраста, который характеризуется неравномерным гормональным и психическим развитием, обязательно должен пристраститься к чему-то и пусть это что-то будет положительным проявлением его личности. Не мешайте ребенку проявлять себя с хорошей стороны — и тогда взросление произойдет быстрее. Важно заинтересовать человека в саморазвитии, чтобы он научился расслабляться и радоваться без сигарет, вина или наркотиков. Будьте внимательными к ребенку, любите и поддерживайте его. Общайтесь с вашими детьми на различные темы и честно отвечайте на их, порой неудобные, вопросы.

И подавайте пример!

(использованы материалы интернета)

социальный педагог ОСЗС Пустоводова О.М.