Отдавать тепло души — это социальная работа. Не каждый человек может выполнить ее. Для этого нужны человеколюбие, доброта, внимание и чуткость. Социальный работник стремиться делать все необходимое для того, чтобы люди были счастливы, довольны своей жизнью. Случается, так, что, прожив активную жизнь, в старости человек оказывается одинок, и единственной связующей нитью с внешним миром для него становится социальный работник. Кто лучше социального работника знает оборотную сторону всех наших кризисов, кто первым оказывается у постели одинокого тяжело больного человека.
Ежедневная забота о пожилом человеке – предоставление гигиенических услуг — это профилактика и обработка пролежней, смена постельного и нательного белья, смена абсорбирующего белья и многое другое ложится на плечи социального работника.
Социальный работник выполняет особую благородную миссию: в своей деятельности он имеет дело с беспомощными, страдающими людьми, за здоровье и жизнь которых он берет на себя моральную ответственность. А его получатели, в свою очередь, рассчитывают на знание, отзывчивость, добросовестность, любовь и заботу.
В специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов проведена консультация с анализом работы «Служба сиделок» — необходимость и трудности».
«Поговорить, поделиться, обсудить — это порой самое важное для людей, которые заперты в четырех стенах. Одинокие люди ждут этого больше всего. За разговором можно и щи сварить, и полы вымыть. Но самое главное — поговорить. Одинокие старики ждут этого больше всего — выслушать последние новости, поделиться советом, почувствовать заботу. За разговором можно и давление померить, и напомнить, какие таблетки выпить» – поделилась своим опытом социальный работник Тирских Т.И.
«Каждому нужен свой подход», —говорит социальный работник Саванович М.И. — Главное — понимать их и чувствовать, что им нужно. Приятно видеть улыбки на лицах этих людей, когда понимаешь, что делаешь их жизнь светлее. Но вместе с тем это и трудно — пропускать через себя их состояние, одиночество. Тяжело видеть, как они борются за жизнь».
Социальным работникам, занятым в «Службе сиделок» были даны советы:
- Старайтесь уважать старого человека, независимо от его состояния. Расстройства памяти, капризы, грубость, бесцеремонность, назойливость, нелепые поступки – всё это лишь проявления болезни, а не личности. Какими бы ни были ваши подопечные — они всё ещё люди, живые, страдающие, со своими чувствами и эмоциями. Унижая и оскорбляя их, вы ничего не измените, лишь причините лишнюю боль себе самому;
- Помогите подопечному справиться с бытовыми трудностями, которые с возрастом для него лишь возрастают. Утрата самостоятельности – тяжёлое испытание, особенно когда дело касается физической немощи. Нужно обеспечит гигиенический уход и питания, но от вас он всегда будет подсознательно ждать моральной поддержки. Поощряйте его попытки наладить отношения, не отталкивайте, уделите хотя бы 5-10 минут внимания. Это не так трудно, если понимать, что старики не виноваты в своём состоянии;
- Хвалите подопечного, если видите любые попытки его активности: прогулка, рукоделие, самостоятельное приготовление какого-то блюда и т. п. Когда человек чем-то занят, он всегда чувствует себя спокойнее и счастливее;
- Попытайтесь найти с ним хоть какой-то общий интерес. Попробуйте вызвать подопечного на откровенность и выяснить, что приносит ему радость;
- Будьте готовы к сопротивлению. В числе проявлений деменции — испуг, нервное состояние и демонстративная замкнутость. Квалифицированные сиделки знают об этом, и умеют найти подход к больному.
заведующая отделением Моисеева С.П.