Доброта и вежливость

imagesМы часто говорим: надо быть добрым, делать добрые дела… А что же такое добро?

Доброта – это хорошее отношение к себе, к ближнему, к окружающим. Доброта делает нас отзывчивыми к чужому горю, учит нас дарить любовь и заботу людям, природе. Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, что отражалось в пословицах: «Доброе слово лучше богатства», «Доброе слово лечит, злое – калечит».

Быть добрым легко и в то же время, совсем не просто. Не всегда, к сожалению, мы относимся друг к другу с пониманием, допускаем грубость по отношению к другим людям, не всегда предлагаем помощь другим, попавшим в беду, слабым, больным.

В наше время можно купить практически всё. Жаль, что такого качества, как доброта, на прилавках не найти. Зато его можно развить.

Вот несколько советов психолога:

1. Развивайте в себе навыки эмпатии (сопереживания). Учитесь считывать чужие эмоции и выражать своё сочувствие простыми словами: «я понимаю тебя», «я понимаю твои чувства». Даже если сначала вы будете делать это механически, постепенно начнёте ощущать, что действительно понимаете другого человека.

2. Когда хочется сказать что-то неприятное в ответ на резкое высказывание другого человека, на секундочку встаньте на его место. Попытайтесь понять его состояние. Посмотрите на ситуацию со стороны, как в кино. Это поможет снизить градус раздражения и более доброжелательно ответить.

3. Накачивайте «мышцу доброты». Развивайте в себе лучшую часть, каждый день проявляйте заботу и внимание. Иногда это может выражаться в том, чтобы что-то не заметить, где-то промолчать. Не доказывайте свою правоту на каждом шагу! Будьте аккуратны с жанром советов, с пожеланиями быстрее выйти замуж, с сопереживанием по поводу плохого мужа. Причитания вроде «как ты с ним живёшь, вот я бы не жила» оставьте при себе. После общения с вами человеку должно становиться легко, а не наоборот.

4. Каждый день вечером пишите 3 благодарности тем людям, которые вам сегодня хоть чем-то помогли: улыбкой, словом поддержки или просто конфетой. Если вы скажете, что писать некому, значит, у вас негативное избирательное внимание, вы замечаете только плохое и игнорируете хорошее. Проще говоря, неблагодарны.

5. Делайте коммуникативные подарки другим людям. Говорите комплименты, и вы увидите всю палитру человеческих переживаний: от горделивого принятия до застенчивого оправдания и даже отказа принимать ваши добрые слова. Но и в такой ситуации не прекращайте практику.

6. Будьте добрыми с близкими. Все мы знаем людей, которые для дальнего круга очаровательны, а для домашних — настоящие монстры. Соблазн быть добрым в глазах окружающих очень велик, поскольку в этом случае «дивиденды» выше и благодарности больше. Проявлять аналогичные чувства по отношению к тем, с кем сталкиваешься каждый день на одной кухне и решаешь общие проблемы, сложнее. И всё же постарайтесь: окажите поддержку, если это необходимо. Промолчите, вместо того чтобы давать совет, если ситуация уже пройдена и ничего нельзя изменить. Закройте глаза на какие-то недостатки. Не раздражайтесь и не срывайтесь на родных, даже если денёк выдался не из лёгких.

7. От негатива к позитиву. Негативные убеждения и установки отнимают у нас ощущение силы и возможностей, а ведь только сильный человек может проявлять доброту. Очень важно избавиться от обесценивающего и злого внутреннего критика, который постоянно говорит вам: «куда ты лезешь», «чего тебе ещё надо», «я неудачник», «время прошло», «у меня всё равно не получится», «помощи ждать неоткуда», «вокруг враги», «такой мужчина не для тебя» и т. д.

На каждую такую фразу необходимо придумать позитивное альтернативное убеждение и записать его на бумаге. При желании этот список можно даже поставить заставкой на телефон.

8. Вспомните случаи в своей жизни, когда вы ощущали, что к вам относились по-доброму, с заботой. Составьте список таких моментов в хронологии от настоящего времени до детства. Далее можно проделать следующее упражнение: сядьте, расслабьте всё тело (начиная с мышц лица и заканчивая мышцами кистей рук и пальцев). Визуализируйте те ситуации, войдите в то состояние. Следите за дыханием. Оно должно быть ровным и глубоким. Каждый день проживайте 2-3 ситуации по 3-5 минут.

9. Совершайте добрые поступки по отношению к себе. Каждый день. Не позволяйте даже в мыслях относиться к себе жестоко.

10. Окружайте себя добрыми (доброжелательными) людьми. Если вокруг будут те, кто всегда обвиняет, проявляет агрессию, унижает и обесценивает вас, ресурса на то, чтобы быть добрым, просто не останется. Когда человек постоянно находится в состоянии эмоционального прессинга, все силы будут уходить на преодоление, а привычными чувствами станут гнев и обида.

Вежливость — это одно из главных качеств культурного человека.

Правила вежливости.

Правило 1: Вежливость или её отсутствие (а значит, грубость, невоспитанность) — это ваш выбор.

Правило 2: Вежливым можно и нужно быть всегда и везде: дома, на работе, в ресторане, в общественных местах… вежливость — это «когда по жизни».

Правило 3: Вежливости много не бывает.

Правило 4: Ещё больше вежливости — женщинам, детям и пожилым.

Правило 5: Чтобы быть базово-вежливым, хватит пяти слов: «извините», «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания».

Правило 6: Свои правила вежливости есть везде: в переговорах, при переписке по электронной почте (например, не обязательно отвечать на все полученные письма), в мессенджерах, при разговоре по телефону (трубку брать всегда не обязательно), в общественных местах (не разговаривать по телефону громко и долго) и в общественном транспорте (уступать место тем, кому нужно) …Изучите их — следуйте им.

Правило 7: Эмоционируйте вежливость: «благодарю» вместо «спасибо», «доброе утро» — вместо «здравствуйте», «был рад помочь» — вместо «пожалуйста».

Правило 8: Вежливые люди — спокойные люди.

Правило 9: Язык жестов  — еще один усилитель вежливости. Например, попробуйте сказать «спасибо», чуть наклониться и приложить сложенные руки к груди. Видите/чувствуете разницу?

Правило 10: Предлагайте помочь. Помогайте.

Правило 11: Благодарите. Сказать «спасибо»— меньше секунды. У вас на это время есть.

Правило 12: Вежливые люди не матерятся.

Правило 13: Пунктуальность — это вежливость.

Правило 14: Улыбка — приправа блюда «вежливость». Улыбайтесь.

Правило 15: Молчание — золото и здесь.

Правило 16: Вежливость заразна. Вы вежливы — другие вежливы. Хотя агрессия передается быстрее.

Правило 17: Всё начинается с родителей. А для ваших детей вежливость начинается с вас.