Послушный ребенок — это хорошо… или нет?

1474012290_poslushniy-rebenok-pravila-vospitaniyaАккуратный, вежливый, уравновешенный малыш, который без разрешения мамы с места не сдвинется, и озорной, дерзкий, любопытный шустрик, который, кажется, только и ищет повода нашкодить. Как выдумаете, кто из них удостоится приза «мамина радость, бабушкино утешение»? Думается, ответ очевиден: у второго «претендента» нет шансов на победу.

Между тем обеспокоить родителей должен был бы в первую очередь именно «удобный», безукоризненно послушный ребенок, что скажет любой профессиональный психолог. По наблюдению психологов, за образцовым поведением скрываются, как правило, серьезнейшие психологические проблемы. Это своего рода мина замедленного действия, и, если вовремя не распознать и не обезвредить ее, спустя годы неминуем взрыв неприятных последствий: от личностных и профессиональных неудач до необъяснимых, плохо поддающихся лечению заболеваний и разнообразных зависимостей.

Поэтому, как бы вам ни было приятно и удобно в роли родителей идеально послушного малыша, стоит выяснить, в чем причина такого поведения, и по возможности устранить ее.

Этот опасный мир…

Боязнь окружающего мира —одна из самых распространенных причин аномального детского послушания.

Как это выглядит? Пугливый, тревожный ребенок, старается держаться поближе к маме, не играет в рискованные игры, избегает всего нового и неизвестного, не вступает в самостоятельные контакты со сверстниками.

Почему это происходит?  Повышенная тревожность может возникать из — за нестабильности нервной системы, перенесенных в раннем детстве психологических травм. Однако чаще всего родители успешно «закрепляют» эту ситуацию, убеждая кроху, что, лишь слушаясь родителей, он может избежать опасностей: «Вот видишь, маму не слушался и разбил коленку!»

Обратите внимание: невербальные сигналы еще опаснее слов, потому что фиксируются не уровне подсознания. К примеру, когда малыш учится ходить и мама постоянно поддерживает его за затылок, не давая упасть, подсознание фиксирует: «Без мамы мне и шагу не ступить».

К чему это приводит?  Если в раннем детстве человек не сталкивается с маленькими опасностями и неприятностями, он не учится прогнозировать последствия собственных поступков, искать альтернативные пути решения проблем, а значит, во взрослой жизни будет избегать ситуаций, требующих инициативы и ответственности, и выбирать партнеров, на которых можно возложить роль родителя.

Что с этим делать?

Постарайтесь справиться с собственной тревожностью. Не нагружайте малыша своими страхами и сомнениями.

С младенчества погружайте ребенка в безопасную развивающую среду, где он сможет самостоятельно познавать окружающий мир.

Это не значит —держать его в манеже. Квартира должна быть приспособлена для свободного передвижения крохи.

Поощряйте любую инициативу малыша.

Анализируйте его неудачи вместе с ним.

При этом фиксируйте внимание не на послушании, а на личной ответственности: «Если бы ты вовремя заметил ямку, когда бежал, то не упал бы» вместо «Маму не слушался, вот и упал»,

В ролевых играх, а затем и в жизни моделируйте ситуации, в которых ребенок должен сделать самостоятельный выбор.

 

Вдруг они меня разлюбят?

 

Еще одна причина безоговорочного послушания — страх потерять родительскую любовь.

как это выглядит? Если ребенок не уверен в безусловной родительской любви, он может стараться «заслужить» ее безукоризненным поведением, беспрекословно выполняя все родительские требования или пытаясь предугадать их желания.

почему это происходит?  Родители дают понять, что ребенок устраивает их лишь тогда, когда соответствует их ожиданиям: не шумит, не пачкается, ничего не портит. Это могут быть как прямые, так и косвенные утверждения: «Кто тут плачет? Мама любит только хороших мальчиков», «АЙ, какая хорошая девочка, маме не мешала!».

обратите внимание: пугая ребенка тем, что ж плохое поведение его отправят в детский дом или отдадут Бабе — яге, родители, по сути дели, в завуалированной форме говорят все о том же: раз готовы за шалости услать подальше, значит, непослушный ребенок им не нужен.

К чему это приводит?

Во — первых, к конформизму: ребенок тратит все силы на то, чтобы угадать, чего именно хотят от него взрослые, и соответствовать их ожиданиям. В результате его интеллектуальное и эмоциональное развитие замедляется.

Во — вторых, к необъяснимым и трудно поддающимся лечению заболеваниям: не имея возможности направить агрессию вовне, послушный ребенок обращает ее против себя.

В — третьих, к социальному неблагополучию: дети, привыкшие к безоговорочному послушанию, став взрослыми, часто становятся жертвами семейного насилия, агрессивных сект.

В — четвертых, к «синдрому маятника»: достигнув подросткового возраста, паиньки нередко попадают в маргинальные компании, словно стремясь проверить, будут ли и теперь их любить родители.

Что с этим делать?

Никогда не говорите и не давайте понять ребенку, что вы разлюбите его за плохое поведение.

Осуждайте поступок, а не личность: «Жаль, что ты испачкала свое любимое платьице» вместо: «Уйди, не хочу видеть такую грязнулю».

Если ребенок совершил проступок, не ругайте его, а, высказав свое неудовольствие, помогите ему найти выход из положения: Очень плохо, что ты нагрубил бабушке. Давай подумаем, как попросить у нее прошения».

Не стремитесь быть безупречными в глазах ребенка: спокойно рассказывайте ему о своих промахах, не стесняйтесь дурачиться и беситься вместе с ним.

Праздник послушания

Детям, особенно болезненно послушным, полезно время от времени устраивать «праздники непослушания». Прогуляем детский сад, оставим неубранной постель, пообедаем мороженым, наденем наизнанку штаны и нацепим смешные клоунские носы… Не смертельно? Значит, не стоит и в жизни болезненно цепляться за правило!

Таким образом хороший, послушный ребёнок-это безусловно радость для родителей, но надо иметь ввиду, что излишнее послушание может быть проявлением не только психологических проблем, но и болезни. При этом внешне ребенок выглядит столь благополучным, что до поры до времени родители ни о чем не догадываются.

(Материал использован из интернета источника сайт Усыновитель.ру)

Социальный педагог ОСЗС Пустоводова О.М.