В отделении реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями начала работу группа домашнего визитирования.
Целью работы является оказание специализированной комплексной помощи детям-инвалидам, а также их законным представителям, направленной на развитие и абилитацию ребенка.
Социальный педагог группы домашнего визитирования ставит перед собой такие задачи, как: информирование и консультирование семей, воспитывающих детей-инвалидов, по вопросам реабилитации и абилитации инвалидов; подбор и проведение комплекса упражнений по развитию мелкой моторики рук в разных видах творческой деятельности ребенка в домашних условиях.
Социальное обслуживание на дому позволяет узнать условия воспитания и развития каждого ребенка. При возникновении каких-либо вопросов у родителей, специалисты во время индивидуальной беседы дадут квалифицированный ответ, если необходимо проведут тематическую консультацию. Главная задача индивидуального консультирования -дать родителям более глубокое, объективное представление о проблемах ребенка, его личностных особенностях, определить приоритетные направления его развития, которыми им предстоит заниматься в тесном контакте со специалистами.
Специфика работы с детьми-инвалидами на дому состоит в том, что средства, формы обучения и воспитания таких детей зависят от вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций, возрастных возможностей, а также от индивидуальных способностей детей. Не все дети с ограниченными возможностями здоровья могут посещать дошкольное учреждение и школу. Круг общения их сужен и замкнут. И с помощью социального педагога, приходящего на дом, у ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности через нетрадиционные формы изобразительной деятельности, лепки, аппликации и многое другое.
В работе с детьми-инвалидами на дому, как правило используются индивидуальные формы работы. В ходе занятий педагогу необходимо учитывать уровень интересов, склонностей того или иного ребенка, его возможности. Конкретно для каждого ребенка с учетом его заболевания.
Отличительной чертой занятий является гибкость, чувствительность к сбоям. Структура, методика проведения, даже содержание занятия может измениться в зависимости от состояния здоровья ребенка, его настроения, непредвиденных семейных ситуаций.
Во время проведения занятий с детьми-инвалидами необходим замедленный в отличие от здоровых детей темп обучения, оптимальное привлечение детей к предметно-практической деятельности, опора на наиболее развитые положительные качества ребенка, дифференцированное руководство деятельностью детей и корректирование их действий.
«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев», — писал В.А. Сухомлинский. Не случайно обучающиеся дети с ограниченными возможностями здоровья, занимаются декоративно-прикладным искусством. Это помогает развитию моторики рук, расширяет кругозор, углубляет понимание искусства, учит наслаждаться им.
Использованы материалы интернета.
Социальный педагог Емельянова Е.А.